Туреччина – Музей Карие (Церковь Хора)

Церковь, в которой сейчас расположился музей Карие, была построена византийцами в V веке, в квартале Эдирнекапы. В древности она была мало известным монастырём, потом церковью Святого Спасителя в Хоре и находилась за городской чертой («карие» переводится со старо-греческого как «за поселением»). В 11 веке церьковь сильно пострадала (была разрушена) во время осады города Константинополя. Её несколько раз реставрировали в период Средневековья. А в 1511 году после османского завоевания она бы превращена в мечеть. Ни церковью, ни мечетью монастырь уже давно не является, как и многие храмы того времени, он превращена в музей, известный на весь мир своими фресками и мозаикой. Они считаются чуть ли не византийскими эталонами XIV века. Фрески м мозаики появились в церкви между 1315 и 1321 годами, когда она была в очередной раз реконструирована. Карие является единственным в своем роде наглядным пособием по Библии, выполненным из мозаики.

Внутри весь монастырь украшен фресками и мозаиками четырнадцатого века. Расписывали храм на деньги министра правой руки императора Византии Андроника Второго - Феодора Метохит. Он был не только весьма учёным министром (доктор философских, математических, и исторических наук), но и верующим человеком, так как являлся прихожанином этой церкви.

Уникальные росписи, изображающие сцены из Библии, расположены в строго хронологическом порядке. Были и книги, но они не сохранились. Внутреннее пространство церкви внутри на много больше, чем кажется снаружи, за счёт внутренних переходов со сводами, являющиеся хорошим местом для фресок. Фрескам и мозаикам Хоры уже семьсот лет, но они отлично сохранились.

Они относятся и к Новому и к Старому Завету. Поэтому здесь можно увидеть роспись посвящённую детству Иисуса, его матери, Богородицы. Причем изображения выстроены таким образом, что образуют как бы замкнутый цикл. Заканчивается божественная панорама жизнеутверждающей сценой сошествия Христа в ад, откуда он за руку выводит Адама, Еву и их согрешившее потомство.

Например, над входной дверью изображен Христос-Пантократор (Вседержитель), а напротив – Богородица с ангелами. Кроме росписей, в монастыре сохранилась изумительная каменная резьба и мраморные плиты.

← Вернуться